Preview

Разработка модели учета экспертных оценок у обучающихся летным специальностям: ретроспективное исследование

https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-143-151

EDN: OOZUQO

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В современных условиях одной из актуальных проблем обучения летного состава является оценка уровня профессиональной подготовки будущих специалистов по летным специальностям в условиях существующих ресурсных ограничений. При решении практических задач по оценке успешности освоения летных специальностей приходится сталкиваться с большим количеством критериев оценки успешности обучения. Существует необходимость выделения ведущего критерия успешности обучения летчиков.

ЦЕЛЬ. Обосновать актуальность и значимость предложенного метода экспертных оценок как компонента профессионально значимых качеств будущих специалистов летных специальностей, направленного на выявление проблемных зон в процессе летной и тренажерной подготовки обучающихся.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании проанализированы данные 2363 курсантов, обучающихся летным специальностям на 3-м и 4-м курсах. Экспертами выступали специалисты, имеющие 20–35-летний летный и преподавательский стаж и осуществляющие обучение по летной и тренажерной подготовке. В исследовании принимали участие 70 экспертов. В качестве экспертных показателей эффективности обучения использовали оценки профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность прохождения тренажерной и летной подготовки, разрабатываемые на основе профессиограмм специальностей и составленные экспертными группами.

РЕЗУЛЬТАТЫ. В группе лучших обучающихся экспертные оценки к 4-му курсу возрастают. В группе со средней успешностью выявлено, что часть показателей экспертных оценок возрастает, но некоторые показатели снижаются. В группе худших на 4-м курсе экспертные оценки по показателям обучения не изменяются. Выявление изменений в динамике экспертных оценок у обучающих позволяет выявлять проблемы при освоении наземной подготовки и летной программы у обучающихся.

ОБСУЖДЕНИЕ. Анализ описательной статистики успешности обучения по летным специальностям выявил, что на 4-м курсе показатели более высокие по сравнению со средним баллом внешнего критерия на 3-м курсе. Также в процессе обучения отмечается повышение уровня значимости качеств, которые связаны с подготовкой к тренажерной и летной деятельности. Это в свою очередь отражает специфику обучения на каждом из курсов и позволяет в комплексе оценить уровень сформированности летных навыков. Соответственно, на 4-м курсе более высокий уровень развития профессионально важных качеств летчика и сформированность летных навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Предложенный подход позволяет использовать экспертные оценки как обобщенный показатель, решающий следующие задачи: оценка качества профессиональной подготовки летных специалистов в процессе летной и тренажерной подготовки; выявление проблем при освоении наземной подготовки и летной программы у обучающихся; определение факторов, влияющих на оценки обучающихся; прогнозирование и коррекция успешности освоения учебной программы на основе полученных результатов.

Об авторах

Л. О. Марченко
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Марченко Лариса Олеговна – научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



С. Н. Левич
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Левич Светлана Николаевна – старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



Е. О. Филиппова
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Филиппова Елена Олеговна – научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



И. И. Дорофеев
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Дорофеев Иван Иванович – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



Ю. Л. Старенченко
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Старенченко Юрий Леонидович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



А. Б. Мулик
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Мулик Александр Борисович – доктор биологических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



А. Г. Колосова
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

Колосова Анастасия Геннадьевна – младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела медико-психологического сопровождения Научно-исследовательского центра

194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6



Список литературы

1. Федоренко В. С., Галушка С. А., Семоненко Ю. Ф. К вопросу об оценке уровня профессиональной подготовки авиационного персонала с применением технических средств обучения // Фундаментальные исследования. 2015. № 7 (часть 2). С. 348–353

2. Тэя Я. Д. Формальные методы экспртных оценок // Экономика. Статистика и Информатика. 2015. № 1. С. 183–187

3. Нестеров А. В. Об экспертике и экспертологии (экспертных оценках). М.: 2011; 136 с.

4. Сердюков Э. В. Использование метода экспертных оценок при выявлении профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Т. 8

5. Хоронько Л. Я., Федотова О. Д. Региональные аспекты подготовки кадров для системы государственной службы // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 316–325

6. Казорина Ж. А. История и теория развития метода экспертных оценок в социологии управления // Экономика. Социология. Право. 2020. № 2 (18). C. 73–79

7. Агеев А. С. Методика проведение экспертных специальностей деятельности авиапредприятия по обеспечению безопасности полетов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 174

8. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань. 2017. 102 с.


Рецензия

Для цитирования:


Марченко Л.О., Левич С.Н., Филиппова Е.О., Дорофеев И.И., Старенченко Ю.Л., Мулик А.Б., Колосова А.Г. Разработка модели учета экспертных оценок у обучающихся летным специальностям: ретроспективное исследование. Морская медицина. 2025;11(3):143-151. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-143-151. EDN: OOZUQO

For citation:


Marchenko L.O., Levich S.N., Filippova E.O., Dorofeev I.I., Starenchenko Yu.L., Mulik A.B., Kolosova A.G. Development of a model for accounting for expert assessments of students in aviation specialities: retrospective study. Marine Medicine. 2025;11(3):143-151. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-143-151. EDN: OOZUQO

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-5747 (Print)
ISSN 2587-7828 (Online)