Preview

Выбор оптимального метода преподавания первой помощи и основ тактической медицины симплексным способом теории игр: количественное аналитическое исследование

https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-65-72

EDN: VNAWOL

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В условиях современных угроз и опасностей одной из важнейших ценностей населения остается здоровье. Здоровье – это основа человеческого потенциала, залог благополучия и устойчивого развития общества. На сегодняшний день одной из важнейших проблем является поиск путей и способов эффективного обучения частным компетенциям оказания первой помощи. Проблемными вопросами, несмотря на опыт специальной военной операции (СВО), до сих пор являются простые человеческие эмоции: страх крови и травм, брезгливость чужого тела, стеснительность, застенчивость и т. п. В статье описан процесс выбора оптимального метода преподавания первой помощи и основ тактической медицины, основанный на массиве данных после проведения занятий в учебных группах с курсантами военных вузов, студентами СПбГУ, рабочими и служащими, проходящими переподготовку и участвующими в различных государственных программах профессиональной переподготовки. В ходе занятий были использованы различные методы преподавания, в заключительной части которых проведен письменный опрос каждого обучающегося, а также преподавателей с целью выявления наилучшего, с их точки зрения, метода преподавания на основе личностно-ориентированного подхода. При применении теории игр показан подход к обработке результатов анкетирования для поиска наиболее оптимального метода (способов, приемов) преподавания первой помощи и основ тактической медицины.

ЦЕЛЬ. Исследовать статистические результаты опроса участников занятий для выбора оптимального метода преподавания первой помощи и основ тактической медицины.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В основе выбранной методики лежит создание модели, позволяющей обработать результаты анкетирования симплекс-методом теории игр, учитывающей психологические особенности личности преподаателя, обучающегося, форм и ресурсов обучения. В результате получена математическая модель, определяющая наиболее оптимальный способ преподавания с учетом психологического портрета группы обучающихся и личностных характеристик преподавателя.

РЕЗУЛЬТАТЫ. С помощью разработанной модели появляется возможность оценить степень влияния форм предлагаемых занятий на выбор обучающегося, а также, как получать требуемые частные компетенции.

ОБСУЖДЕНИЕ. Предлагаемая модель по выбору оптимального метода преподавания первой помощи и основ тактической медицины позволяет добавлять частные вероятностные характеристики коллективов обучающихся, выходящие за рамки ограничений и допущений, приведенных ниже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Рассмотренная математическая модель позволяет выбрать метод преподавания, учитывающий психологические особенности обучающегося и преподавателя, а также ресурсы, затрачиваемые на реализацию каждого вида занятия.

Об авторах

И. В. Свитнев
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
Россия

Свитнев Игорь Владимирович – кандидат военных наук, доцент

671432, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13



Е. А. Харитонова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Харитонова Елена Александровна – кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой основ медицинских и специальных знаний

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7–9



Список литературы

1. Свитнев И. В., Вилков А. В., Харитонова Е. А., Лукьянова Л. А. (Санкт-Петербург, Россия) Опыт внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на основе педагогического эксперимента при изучении дисциплины «Радиационная, химическая и биологическая защита» в ВКА им. А. Ф. Можайского, Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным международным участием: 21–22 декабря 2021 г. Часть 2. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: ЗЕБРА; 2021. с. 228–233

2. Косырев С. В., Свитнев И. В., Хмелев В. Е., Матысик И. А. Эффективное использование ресурсов и инструментов системы «Blackboard» при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Санкт-Петербургском государственном университете // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2015. № 1. С.130–137

3. Свитнев И. В., Найданов А. Ф., Харитонова Е. А. Особенности использования инновационных технологий при организации контактной работы обучающихся с преподавателем по дисциплине РХБ защита // Сборник статей № 135 ВКА им. А.Ф. Можайского, 2018 г., c. 46–49


Рецензия

Для цитирования:


Свитнев И.В., Харитонова Е.А. Выбор оптимального метода преподавания первой помощи и основ тактической медицины симплексным способом теории игр: количественное аналитическое исследование. Морская медицина. 2025;11(3):65-72. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-65-72. EDN: VNAWOL

For citation:


Svitnev I.V., Kharitonova E.A. Selecting optimal method for teaching first aid and basic tactical medicine by simplex game theory: quantitative analytical study. Marine Medicine. 2025;11(3):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-3-65-72. EDN: VNAWOL

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-5747 (Print)
ISSN 2587-7828 (Online)