АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ-МОРЯКОВ
https://doi.org/10.22328/2413-5747-2020-6-1-74-81
Аннотация
Введение. Специфические особенности напряженной и опасной деятельности корабельных и судовых специалистов требуют постоянного совершенствования их медико-психофизиологического сопровождения, в том числе на этапе обучения в вузах и освоения морской специальности. Крайне сложная учебная программа курсантов-моряков зачастую приводит к дизадаптивным нарушениям и невозможности успешного обучения, поэтому необходимым является своевременное выявление и профилактика данных нарушений.
Цель работы: оценка возможностей использования автоматизированной системы для динамического контроля процесса адаптации к учебно-образовательной деятельности у курсантов морских специальностей.
Материалы и методы. В ходе выполнения работы были обследованы 120 курсантов-моряков в начальном периоде их обучения в вузах. Исследования проведены с использованием автоматизированной системы скрингового контроля функционального состояния, сконструированной по модульному принципу и разработанной для применения на заказах ВМФ. Результаты исследований показали, что имеющиеся на ВМФ автоматизированные системы психофизиологического контроля позволяют осуществить диагностику дизадаптивных проявлений у курсантов-моряков, объективную оценку и детализацию выявленных нарушений, прогноз дальнейшей динамики функционального состояния. Об этом свидетельствовало наличие статистически подтвержденной зависимости между интегральными показателями функционального состояния, регистрируемыми автоматизированной системой, и экспертными оценками адаптации к учебно-образовательной деятельности в вузе.
Вывод. Апробированная в данной работе автоматизированная система динамического контроля функционального состояния и работоспособности может эффективно использоваться в медико-психофизиологическом сопровождении курсантов-моряков для оценки процесса их адаптации к учебно-образовательной деятельности.
Об авторах
Э. Н. БезкишкийРоссия
начальник медицинской службы, 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., д. 5/7;
кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник ЦНИЛ, г. Архангельск
И. О. Николаенко
Россия
подполковник медицинской службы, старший офицер организационно-планового отделения (боевой и специальной подготовки),
299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 54
Е. С. Загаров
Россия
подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательского отдела (обитаемости кораблей и медицинского обеспечения личного состава Военно-Морского Флота),
197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 30
А. Т. Тягнерев
Россия
кандидат медицинских наук, доцент кафедры маневрирования и управления судном, Санкт-Петербург;
майор медицинской службы, уполномоченный отдела, 192029, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала, д. 39
С. Н. Линченко
Россия
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф,
344022, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4
И. А. Жмакин
Россия
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф,
170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 4
С. А. Чеботов
Россия
подполковник медицинской службы, преподаватель военного-учебного центра,
344022, Ростовская область, г. Ростовна-Дону, Нахичеванский пер., д. 29
Список литературы
1. Верведа А.Б., Сосюкин А.Е., Иванченко А.В., Бумай А.К., Абакумов А.А., Константинов Р.В., Чупрова С.Н. Состояние и перспективы психофизиологического обеспечения в единой системе медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов // Медицина экстремальных ситуаций. 2016. № 4. С. 63–75.
2. Бервицкий К.А., Шевчук И.А., Шевчук А.Н. Повышение эффективности психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности экипажей кораблей Военно-Морского Флота // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т. 6, № 2. С. 257–261.
3. Маркина Л.Д., Панченко Л.Л. Психофизиологическая адаптация курсантов-судоводителей на начальных этапах обучения // Научные труды I съезда физиологов СНГ. Т. 2. М.: Медицина-Здоровье. 2005. С. 273–274.
4. Корзунин В.А., Цефрус Д.Н. Актуальные вопросы психофизиологического сопровождения адаптации обучающихся к условиям образовательной среды в вузах силовых ведомств // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3 (35). С. 149–156.
5. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Сысоев В.Н., Юсупов В.В. Актуальные вопросы разработки методического и организационного обеспечения профессионально-психологического сопровождения курсантов в процессе обучения в вузах МО РФ // Вестник Рос. Воен.-мед. акад. 2007. № 3 (19). С. 18–22.
6. Губина О.И., Евдокимов В.И., Федотов А.Н. Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза // Вестник новых медицинских технологий. 2006. Т. 3, № 4. С. 167–169.
7. Булка А.П. Методологические подходы к прогнозированию успешности профессиональной деятельности // Вестник Балтийской педагогической академии. 2002. Вып. 40, № 4. С. 84–92.
8. Ушаков И.Б., Пономаренко В.А., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Автоматизированные системы для контроля состояния специалистов опасных профессий // Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». 2005. № 10. 58 с.
9. Friedl K.E., Grate S.J., Proctor S.P. Army research needs for automated neuropsychological tests: monitoring soldier health and performance status // Arch. Clin. Neuropsychol. 2007. Vol. 22, Suppl. 1. Р. 7–14.
10. Благинин А.А., Ганапольский В.П., Гончаренко А.Ю., Емельянов Ю.А., Жильцова И.И., Синельников С.Н., Юсупов В.В. Перспективы автоматизированной оценки функционального состояния военнослужащих // Военномедицинский журнал. 2015. № 8. С. 46–50.
11. Петрукович В.М., Иванов А.О., Зотов М.В., Грошилин С.М. Автоматизированная система контроля работоспособности операторов // Ананьевские чтения-2003: «Б.Г.Ананьев и комплексные исследования человека в психологии»: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28–30 октября 2003 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 314–315.
12. Петрукович В.М., Грошилин С.М., Елисеев Д.Н. Опыт применения автоматизированной системы оценки работоспособности специалистов операторского профиля // Сборник научных трудов, посвященный 100-летию со дня рождения профессора А.Н.Гордиенко. Ростов-на-Дону, 2004. С. 278–281.
13. Иванов А.О., Безкишкий Э.Н., Тягнерев А.Т., Грошилин С.М., Доева Э.Т. Проблема автоматизированного контроля функционального состояния специалистов в динамике длительного рабочего цикла // Новые направления в формировании здорового образа жизни: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 218–222.)].
14. Иванов А.О., Петрукович В.М., Безкишкий Э.Н. Методика оценки физиологических резервов организма корабельных специалистов // Психофизиология профессиональной деятельности человека: Материалы Всерос. науч. конф. СПб., 2004. С. 41–43.
15. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник государственной академии медицинских наук. 2004. № 3. С. 8–13.
Рецензия
Для цитирования:
Безкишкий Э.Н., Николаенко И.О., Загаров Е.С., Тягнерев А.Т., Линченко С.Н., Жмакин И.А., Чеботов С.А. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ-МОРЯКОВ. Морская медицина. 2020;6(1):74-81. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2020-6-1-74-81
For citation:
Bezkishkiy E.N., Nikolaenko I.O., Zagarov E.S., Tyagnerev A.T., Linchenko S.N., Zhmakin I.A., Chebotov S.A. AUTOMATED CONTROL OF THE ADAPTATION PROCESS TO EDUCATIONAL ACTIVITIES IN CADETS. Marine Medicine. 2020;6(1):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2020-6-1-74-81