Оценка адаптационных возможностей летчиков в периоды подготовки и выполнения полетов: ретроспективное исследование
https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-2-135-143
EDN: RUUSTQ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Сохранение и повышение безопасности полетов авиационной техники российского производства в различных регионах мира на сегодняшний день остается важной проблемой и подлежит перманентной актуализации. Для выбора траектории совершенствования медицинского обеспечения полетов и повышения их безопасности проведено натурное исследование с привлечением летчиков, выполняющих полеты на современных самолетах.
ЦЕЛЬ. Изучить адаптационные возможности и динамику функционального состояния иностранных летчиков в предполетный период и в течение летной смены.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании приняли участи 22 летчика, из которых были сформированы две группы с различным уровнем профессиональной подготовки: 1-я группа (n = 12) – с меньшим уровнем летной подготовки и 2-я группа (n = 10) – с большим уровнем летной подготовки. Исследования проводили в период подготовки летчиков к полетам и в течение летной смены. Полеты выполнялись с умеренной полетной нагрузкой.
Оценке подлежали регуляция сердечного ритма как интегральный показатель адаптационных процессов в организме, подвижность и скорость нервных процессов, состояние зрительного анализатора. Для этого использовали математический и спектральный анализы кардиоритмограммы и тесты на зрительно-моторные реакции.
РЕЗУЛЬТАТЫ. У летчиков 1-й группы предстартовое состояние характеризовалось напряжением адаптационных механизмов, что в авиационной практике является вариантом нормы. В период проведения полетов установлено еще большее напряжение регуляторных систем с включением гуморальных компонентов, что соответствует формированию нервно- эмоционального напряжения, которое так же может быть определено, как нормальное состояние. Во 2-й группе летчиков значимые изменения адаптационных механизмов не выявлены.
ОБСУЖДЕНИЕ. У летчиков с меньшим уровнем подготовки зарегистрировано, что адаптационные процессы характеризуют оптимальное напряжение регуляторных систем и незначительное изменение уровня функционирования центральной нервной системы в предполетный период. В течение летной смены установлено напряжение регуляторных систем с включением гуморальных компонентов. У летчиков с большим уровнем подготовки значимых адаптационных реакций и динамики функционального состояния организма не зафиксировано. Полученные результаты показали достаточный уровень адаптационных возможностей летчиков для выполнения полетов с умеренной полетной нагрузкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У летчиков с небольшим уровнем летной подготовки отмечается выраженное предстартовое функциональное состояние и нервно-эмоциональное напряжение в течение летной смены, что свидетельствует о сохранении адаптационных возможностей на достаточном уровне при выполнении полетов.
У летчиков с большим уровнем летной подготовки отмечается нормальное функциональное состояние с оптимальным напряжением процессов адаптации.
Для формирования полного психофизиологического профиля летчиков на следующем этапе работы необходимо исследовать характер адаптационных процессов при значительно больших полетных нагрузках и в условиях различных видов полетов.
Об авторах
О. А. АнненковРоссия
Анненков Олег Александрович – кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры авиационной и космической медицины
194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
Д. В. Овчинников
Россия
Овчинников Дмитрий Валерьевич – кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров
194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
Ю. М. Иваков
Россия
Иваков Юрий Михайлович – кандидат медицинских наук, заместитель начальника кафедры авиационной и космической медицины
194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
С. Н. Синельников
Россия
Синельников Сергей Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент, врач-методист учебно-методического отдела
194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
Д. В. Баковец
Россия
Баковец Дмитрий Владимирович – врач хирург хирургического отделения клиники термических поражений и пластической хирургии
194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
Список литературы
1. Симония А. А. Перспективы развития военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2006. № 9. С. 255–272
2. Благинин А. А., Синельников С. Н., Ляшедько С. П. Дезориентация летчиков в пространстве как причина снижения уровня безопасности полетов // Известия Российской военно-медицинской академии. 2016. Т. 35, № 1. С. 46–49 [Blaginin A. A., Sinelnikov S. N., Lyashedko S. P. Pilot disorientation in space as a reason for reducing the level of safety. News of the Russian Military Medical Academy, 2016, Vol. 35, No. 1, pp. 46–49 (In Russ.)].
3. Благинин А. А., Трофименко С. В., Натуральников И. О., Ляшедько С. П. Деятельность начальника медицинской службы по предотвращению авиационных происшествий // Известия Российской военно-медицинской академии. 2019. Т. 38, № 4. С. 16–20
4. Благинин А. А., Будников С. В., Слесаренко М. М. Особенности медико-психологической реабилитации авиационных специалистов // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2024. № 4. С. 91–95
5. Облизин Р. Е., Иваков Ю. М., Рудиков С. В. К вопросу изучения опыта становления системы медицинского обеспечения боевых полетов во время Великой Отечественной войны в вузах // Педагогические технологии: тенденции развития и опыт внедрения в образовательный процесс: Материалы научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 26 октября 2023 г. Санкт-Петербург: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева; 2023. С. 156–165
6. Ключанская С. А. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях // Индекс безопасности. 2011. Т. 17, № 2(97). С. 55–85
7. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. Иваново. 2000. 200 с.
8. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново. 2005. 216 с.
9. Батищева Г. А., Чернов Ю. Н., Гончарова Н. Ю. и др. Оценка адаптационных реакций летного состава в условиях профессиональной деятельности // Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова с международным участием, Воронеж, 18–22 сентября 2017 г. Воронеж: Издательство Истоки; 2017. С. 1277–1279
10. Баевский Р. М., Черникова А. Т. Проблема физиологической нормы: математическая модель функциональных состояний на основе анализа вариабельности сердечного ритма // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2002. Т. 36, № 6. С. 11–17
11. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108–127
12. Корзунин В. А., Юсупов В. В. Нервно-психическая устойчивость и ее оценка у военнослужащих // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3–4. С. 131–135
Рецензия
Для цитирования:
Анненков О.А., Овчинников Д.В., Иваков Ю.М., Синельников С.Н., Баковец Д.В. Оценка адаптационных возможностей летчиков в периоды подготовки и выполнения полетов: ретроспективное исследование. Морская медицина. 2025;11(2):135-143. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-2-135-143. EDN: RUUSTQ
For citation:
Annenkov O.A., Ovchinnikov D.V., Ivakov Yu.M., Sinelnikov S.N., Bakovets D.V. Assessment of adaptive capabilities of pilots during flight training and performance: a retrospective study. Marine Medicine. 2025;11(2):135-143. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2025-11-2-135-143. EDN: RUUSTQ