Preview

Динамика процессов психологической адаптации к учебному процессу у студентов гуманитарного вуза: ретроспективное исследование

https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-3-57-65

Аннотация

ЦЕЛЬ. Изучить динамику процессов психологической адаптации к учебному процессу у студентов гуманитарного вуза.


МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Обследовано 90 человек в возрасте от 17 лет до 21 года, поступивших на первый курс гуманитарного вуза. Наблюдение выполняли ежегодно на протяжении 4 лет обучения. Методы исследования: анкетирование, сокращенный метод обследования личности (СМОЛ) в адаптации В. П. Зайцева и В. Н. Козюли (1981), опросник акцентуированных радикалов (Б. В. Овчинников, И. В. Тюряпина, 2016), личностный опросник К. Леонгарда.


РЕЗУЛЬТАТЫ. Обнаружено, что около половины обследованных основной причиной поступления в высшее учебное заведение назвали желание стать специалистом в выбранной области. В нашем исследовании до выпускного курса доучились 73 человека (82 %). Среди причин отчисления, в зависимости от курса обучения, следует выделить, что на первом году обучения наиболее частой причиной было нежелание продолжать обучение, которое, как и отчисление в связи с низкой успеваемостью, с каждым курсом постепенно снижались; отчисление по дисциплинарным проступкам повышалось на втором курсе обучения. Анализ полученных у студентов акцентуированных радикалов показывает, что в гуманитарных вузах преобладает число студентов с гипертимическим типом и их количество увеличивается со временем, при одновременном снижении гипотимических личностных проявлений. Предиктором отчисления студента являлось сочетание показателей: мотивация стать специалистом, количество пропусков занятий, личностные радикалы – психастенический и гипертимический. При этом у отчисленных студентов достоверно более выражен психастенический личностный радикал, у них достоверно больше пропусков занятий. У завершивших обучение студентов достоверно более выражен гипертимический личностный радикал, у них достоверно выше мотивация стать специалистом в выбранной области.


ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты исследования подтверждают мнение других ученых о трансформации личностных характеристик в процессе деятельности. Показано, что в гуманитарных вузах преобладают студенты с гипертимическим личностным радикалом и их число увеличивается со временем, что может объясняться условной желательностью черт характера, свойственных «гипертиму»: активность, общительность, энергичность, быстрая адаптация к меняющимся условиям и т. п. Психастенический личностный радикал имеет тенденцию к уменьшению в ходе обучения, что может быть вызвано снижением общего уровня тревоги, который был повышен у данных личностей в период адаптации к новым условиям обучения, а также, возможно, что именно студенты с ведущим психастеническим радикалом не смогли адаптироваться к обучению в вузе и были отчислены.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основными факторами, влияющими на профессиональную направленность и успешность учебной деятельности, являются мотивационные установки личности. В ходе учебного процесса происходит естественный отсев обучаемых с определенными чертами характера, препятствующими успешной адаптации в условиях коллектива.

Об авторах

Александр Иванович Колчев
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

доктор медицинских наук, профессор, доцент кафедры психиатрии



Арег Мартинович Мартиросян
Институт медицинского образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

студент



Елизавета Константиновна Степкина
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Россия

студент



Кирилл Владимирович Баразенко
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры психиатрии


 



Юлия Александровна Колчева
Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации имени Г. А. Альбрехта
Россия

кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии



Василий Яковлевич Апчел
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

доктор медицинских наук, профессор; старший научный сотрудник, профессор кафедры анатомии и физиологии человека и животных


 



Константин Викторович Днов
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

доктор медицинских наук, доцент, преподаватель кафедры военно-полевой терапии



Алексей Николаевич Ятманов
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

кандидат медицинских наук, докторант



Список литературы

1. Дербенев Д. П. Адаптация личности в социуме. М: Владос. 2001. 189 с. [Derbenev D. P. Personality adaptation in society. Moscow: Vlados, 2001, 189 p. (In Russ.)].

2. Хугаева С. Г., Котовская С. В., Ложкина Л. И., Мосягин И. Г. Психологические особенности профессиогенеза (адаптивный профессиогенез рыбаков тралового флота в условиях Арктического севера) // Мир психологии. 2015. Т. 83, № 3. С. 244–253 [Khugaeva S. G., Kotovskaya S. V., Lozhkina L. I., Mosyagin I. G. Psychological features of occupational genesis (adaptive occupational genesis of trawl fleet fishermen in the conditions of the Arctic North). World of Psychology, 2015, Vol. 83, No. 3, P. 244–253 (In Russ.)].

3. Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т.14, № 3(48). С. 346–356 [Dorzheeva A. A. Content analysis of the phenomenon of adaptation. Pedagogical IMAGE, 2020, Vol. 14, No. 3(48), P. 346–356 (In Russ.)].

4. Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Вайгачева Л. В., Кузина Р. Х., Румянцева А. И. Профессиональное психическое здоровье и принципы его сохранения // Психология XXI века. Вызовы нового времени. 2020. С. 157–163 [Ovchinnikov B. V., Yusupov V. V., Vaigacheva L. V., Kuzina R. Kh., Rumyantseva A. I. Professional mental health and principles of its preservation. Psychology of the XXI century. Challenges of the new time. 2020, P. 157–163 (In Russ.)].

5. Гаранина Р. М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один и факторов формирования его субъективной позиции // Профессиональное образование в России и зарубежом. 2023. № 11 (49). С. 75–88 [Garanina R. M. Adaptation of a freshman in the educational space of a university as one of the factors in the formation of his subjective position. Professional education in Russia and abroad, 2023, No. 11 (49), P. 75–88 (In Russ.)].

6. Баурова Н. Н., Маренко А. А., Овчинников Б. В. и др. Основные методы психологической диагностики в клинико-экспериментальных исследованиях. СПб.: СпецЛит. 2021. 335 с. [Baurova N. N., Marenko A. A., Ovchinnikov B. V., et al. Basic methods of psychological diagnostics in clinical and experimental research. St. Petersburg: SpetsLit, 2021, 335 P. (In Russ.)].

7. Котовская С. В., Мосягин И. Г. Взаимосвязь показателей функционального состояния субъектов экстремальной деятельности с компонентами жизнеспособности // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 64–71 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G. Interrelation of indicators of the functional state of subjects of extreme activities with components of vitality. Psychology. Psychophysiology, 2019, Vol. 12, No. 3, P. 64–71 (In Russ.)].

8. Баурова Н. Н., Рудой И. С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76–78 [Baurova N. N., Rudoy I. S. Predictive model of the development of neurotic disorders among cadets of military universities. Medical-biological and social-psychological problems of safety in emergency situations, 2012, No. 3, P. 76–78 (In Russ.)].

9. Баурова Н. Н., Дьяконов И. Ф., Лыткин В. М., Марченко А. А., Овчинников Б. В., Шамрей В. К. Медицинская психология. Санкт-Петербург. 2019. 223 с. [Baurova N. N., Dyakonov I. F., Lytkin V. M., Marchenko A. A., Ovchinnikov B. V., Shamrey V. K. Medical psychology. St. Petersburg, 2019, 223 P. (In Russ.)].

10. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер. 2022. 304 с. [Lichko A. E. Psychopathy and character accentuation in adolescents. St. Petersburg: Piter, 2022, 304 P. (In Russ.)].

11. Макеенко В. В., Кузнецов С. В., Груздева Д. А., Баурова Н. Н., Мороз В. А. Актуальные вопросы здоровья студентов медицинских вузов // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3-3. С. 126–131 [Makeenko V. V., Kuznetsov S. V., Gruzdeva D. A., Baurova N. N., Moroz V. A. Current issues of health of students of medical universities. News of the Russian Military Medical Academy, 2020, T. 39, No. S3-3, P. 126–131 (In Russ.)].

12. Котовская С. В., Мосягин И. Г., Бойко И. М. Социализация как фундаментальный фактор психологической структуры высокой жизнеспособности профессионала // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы. 2017. С. 74–76 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G., Boyko I. M. Socialization as a fundamental factor in the psychological structure of a professional’s high vitality. Efficiency of the individual, group and organization: problems, achievements and prospects, 2017, pp. 74–76 (In Russ.)].


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. Алгоритм определения прогноза отчисления студента
Тема
Тип author.submit.suppFile.figureResearchResults
Посмотреть (417KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Колчев А.И., Мартиросян А.М., Степкина Е.К., Баразенко К.В., Колчева Ю.А., Апчел В.Я., Днов К.В., Ятманов А.Н. Динамика процессов психологической адаптации к учебному процессу у студентов гуманитарного вуза: ретроспективное исследование. Морская медицина. 2024;10(3):57-65. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-3-57-65

For citation:


Kolchev A.I., Martirosyan A.M., Stepkina E.K., Barazenko K.V., Kolcheva Yu.A., Apchel V.Ya., Dnov K.V., Yatmanov A.N. Dymanics of processes of psychological adaptation to educational process in students of humanities university: retrospective study. Marine Medicine. 2024;10(3):57-65. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-3-57-65

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-5747 (Print)
ISSN 2587-7828 (Online)