Preview

Ценностные отношения дезадаптированных курсантов: ретроспективное исследование

https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-2-117-124

Аннотация

ЦЕЛЬ. Изучить ценностные отношения дезадаптированных курсантов.


МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании приняли участие 708 курсантов Военно-морского политехнического института Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия», у 48 из них отмечены признаки психологической дезадаптации. Обследование проведено с помощью методики «Семантический дифференциал». С целью группировки понятий в разные семантические поля использован факторный анализ методом главных компонент с применением вращения Varimax normalized.


РЕЗУЛЬТАТЫ. Наибольшую долю дисперсии признаков у курсантов объясняет фактор «Военная служба». У дезадаптированных курсантов он занимает 2-е место. Напротив, в группе дезадаптированных 1-е место занимает фактор «Личностные ценности», который у курсантов находится на 3-м месте. На 2-м месте у курсантов расположен фактор «Делинквентность», который у дезадаптированных стоит на 4-я месте. На 3-м месте у курсантов с дезадаптацией расположен изолированный фактор «Аддикция». У курсантов изолированный фактор «Риск» располагается на 4-м месте. Таким образом, можно предположить, что курсанты с дезадаптацией не нашли себя в военном вузе в силу своих личностных особенностей. Для них более значимы гуманистические порывы, в то время как остальные курсанты более приземленные, более склонные к функционированию в условиях жестко регламентированного коллектива не исключающего, впрочем, некоторые моменты несправедливости.


ОБСУЖДЕНИЕ. Другие авторы указывают на важность изучения ценностных ориентаций у военнослужащих, поскольку ценностные ориентации выступают в качестве психолого-педагогических образований, составляющих иерархическую систему, существующих в структуре личности только в качестве ее элементов и выполняющих регулятивную и контрольную функции. Роль регулятивной функции ценностных ориентаций личности заключается в воздействии на все уровни системы мотиваторов активности человека. Общий уровень военно-профессиональной ориентированности указывает на наличие в современных условиях баланса курсантов, имеющих как сформированную мотивационно-ценностную структуру личности, так и в значительной степени – несформированную, а также на противоречивость функционирования процесса формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию личности курсанта и в дальнейшем – офицера.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Личностные ценности и мотивация являются важным элементов в профессиональном становлении курсантов. Необходимо продолжение изучения ценностных установок и мотивации курсантов, динамики их развития в процессе профессионального становления, разработать или подобрать оптимальный психодиагностический инструмент и внедрить в практическую работу в рамках медико-психологического сопровождения курсантов.

Об авторах

Алексей Николаевич Ятманов
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Россия

кандидат медицинских наук, докторант



Арег Мартинович Мартиросян
Институт Медицинского образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

студент



Макич Араратович Арустамян
Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Россия

студент



Евгений Владимирович Федоров
Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова
Россия

преподаватель



Список литературы

1. Закревский Ю. Н., Шевченко А. Г., Кузнецов С. А., Архангельский Д. А., Сердюк В. И., Жданов А. А. Опыт медицинского обеспечения учения межвидовой группировки сил (войск) в Арктике // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339, № 8. С. 93–96 [Zakrevsky Yu. N., Shevchenko A. G., Kuznetsov S. A., Arkhangelsky D. A., Serdyuk V. I., Zhdanov A. A. Experience of medical support for the training of an interspecific group of forces (troops) in the Arctic. Military Medical Journal, 2018, T. 339, No. 8, pp. 93–96 (In Russ.)].

2. Мосягин И. Г. Морская медицина // Реестр новых научных направлений. М.: 2018. С. 162–163. [Mosyagin I. G. Marine medicine. Register of new scientific directions. Moscow: 2018. pp. 162–163 (In Russ.)].

3. Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Вайгачева Л. В., Кузина Р. Х., Румянцева А. И. Профессиональное психическое здоровье и принципы его сохранения // Психология XXI века. Вызовы нового времени. 2020. С. 157–163 [Ovchinnikov B. V., Yusupov V. V., Vaigacheva L. V., Kuzina R. Kh., Rumyantseva A. I. Professional mental health and principles of its preservation. Psychology of the XXI century. Challenges of the new time. 2020, pp. 157–163 (In Russ.)].

4. Королева И. Н., Караяни А. Г., Закревский Ю. Н. Влияние психологической групповой сплоченности у моряков - подводников на выполнение задач в повседневной учебно-боевой деятельности // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2015. Т. 47, № 4. С. 16–19 [Koroleva I. N., Karayani A. G., Zakrevsky Yu. N. The influence of psychological group cohesion among submariners on the performance of tasks in everyday combat training activities. Scientific information magazine Army and Society. 2015, Vol. 47, No. 4, pp. 16–19 (In Russ.)].

5. Тепляков С. В. Анализ опыта формирования профессиональных ценностных ориентаций у военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации // Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы. 2023. С. 135–139 [Teplyakov S. V. Analysis of the experience of forming professional value orientations among military personnel of the National Guard of the Russian Federation. World scientific research and development: modern achievements, risks, prospects. 2023, pp. 135–139 (In Russ.)].

6. Анохина Д. Л., Соболева Т. Н. Структура эмоционального интеллекта в зависимости от социальных ценностей военнослужащего // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2023. Т. 2. С. 115–120 [Anokhina D. L., Soboleva T. N. The structure of emotional intelligence depending on the social values of a serviceman. Scientific, technical and economic cooperation of Asia-Pacific countries in the 21st century. 2023, T. 2, pp. 115–120 (In Russ.)].

7. Хугаева С. Г., Котовская С. В., Ложкина Л. И., Мосягин И. Г. Психологические особенности профессиогенеза (адаптивный профессиогенез рыбаков тралового флота в условиях Арктического севера) // Мир психологии. 2015. Т. 83, № 3. С. 244–253 [Khugaeva S. G., Kotovskaya S. V., Lozhkina L. I., Mosyagin I. G. Psychological features of occupational genesis (adaptive occupational genesis of trawl fleet fishermen in the conditions of the Arctic North). World of Psychology. 2015, Vol. 83, No. 3, pp. 244–253 (In Russ.)].

8. Якубовская О. М. Формирование мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности, как фактору успешности воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. T. 103, № 9. С. 210–216 [Yakubovskaya O. M. Formation of a motivational and value-based attitude to service and combat activities as a factor in the success of education of military personnel serving under contract. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2013, Vol. 103, No. 9, pp. 210–216 (In Russ.)].

9. Котовская С. В., Мосягин И. Г. Взаимосвязь показателей функционального состояния субъектов экстремальной деятельности с компонентами жизнеспособности // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 64–71 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G. Interrelation of indicators of the functional state of subjects of extreme activities with components of vitality. Psychology. Psychophysiology. 2019, Vol. 12, No. 3, pp. 64–71 (In Russ.)].

10. Голованов А. В. Мотивационная сфера военнослужащих, ее структра, проблемы и способы развития // Фундаментальные достижения и прогрессивные взгляды в образовании. 2022. С. 13–21 [Golovanov A. V. Motivational sphere of military personnel, its structure, problems and methods of development. Fundamental achievements and progressive views in education. 2022, pp. 13–21 (In Russ.)].

11. Мосягин И. Г. Профилактика заболеваемости личного состава ВМФ В 2014 г. // Морской сборник. 2014. № 7. С. 64–69 [Mosyagin I. G. Prevention of morbidity among Navy personnel in 2014. Marine collection. 2014, No. 7, pp. 64–69 (In Russ.)].

12. Федосеева И. А., Бушуев А. Ю. Роль мотивации в профессиональной подготовке военнослужащих // Философия образования. 2020. Т. 20. № 4. С. 141–152 [Fedoseeva I. A., Bushuev A. Yu. The role of motivation in the professional training of military personnel. Philosophy of Education. 2020, Vol. 20, No. 4, pp. 141–152 (In Russ.)] doi: 10.15372/PHE20200410

13. Баурова Н. Н., Рудой И. С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76-78. [Baurova N. N., Rudoy I. S. Predictive model of the development of neurotic disorders among cadets of military universities. Medical-biological and social-psychological problems of safety in emergency situations. 2012, No. 3, P. 76-78. (In Russ.)].

14. Тепляков С. В. Ценностные ориентации в структуре личности военнослужащего по контракту войск Национальной гвардии Российской Федерации // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2023. T. 10, № 1. С. 37–42 [Teplyakov S. V. Value orientations in the personality structure of a contract serviceman of the National Guard of the Russian Federation. News of the Saratov Military Institute of National Guard Troops. 2023, Vol. 10, No. 1, pp. 37–42 (In Russ.)].

15. Макеенко В. В., Кузнецов С. В., Груздева Д. А., Баурова Н. Н., Мороз В. А. Актуальные вопросы здоровья студентов медицинских ВУЗов // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3-3. С. 126-131. [Makeenko V.V., Kuznetsov S.V., Gruzdeva D.A., Baurova N.N., Moroz V.A. Current issues of health of students of medical universities. News of the Russian Military Medical Academy. 2020, T. 39, No, S3-3. pp. 126-131. (In Russ.)].

16. Зайцев А. В. Содержание и структура ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 3. С. 72–76 [Zaitsev A. V. Content and structure of the value attitude of contract servicemen to military service. Modern science-intensive technologies. 2023, No. 3, pp. 72–76 (In Russ.)].

17. Буханцев А. Б. Мотивы и ценности современных курсантов: социологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. T. 37, № 4. С. 69–77 [Bukhantsev A. B. Motives and values of modern cadets: sociological analysis. News of the South-West State University. 2011, Vol. 37, No. 4, pp. 69–77 (In Russ.)].


Рецензия

Для цитирования:


Ятманов А.Н., Мартиросян А.М., Арустамян М.А., Федоров Е.В. Ценностные отношения дезадаптированных курсантов: ретроспективное исследование. Морская медицина. 2024;10(2):117-124. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-2-117-124

For citation:


Yatmanov A.N., Martirosyan A.M., Arustamyan M.A., Fedorov E.V. Vallues-based attitudes of maladjusted cadets: retrospective study. Marine Medicine. 2024;10(2):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-2-117-124

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-5747 (Print)
ISSN 2587-7828 (Online)